Uber-экономика или как мы понесли деньги онлайн сервисам

Chanel-Shopping-Bags-v2

О существовании uber-экономики я узнала не так давно, от моего любимого колумниста Елены Стафьевой. И задумалась над теми вещами, которые доселе не вызывали у меня ни малейшего интереса.  Тип общественного потребления вообще тема крайне сложная, и еще будучи студенткой социологического факультета, обсуждать постулаты социальной экономики мне не особенно хотелось. Но если подумать на эту тему с точки зрения самых простых вещей, которыми мы пользуемся пусть и не ежедневно, но с завидным постоянством, то вырисовывается весьма интересное поле для размышлений.

zabaione-2

Есть гипотеза, что мы уже давно перестали платить традиционным корпорациям и с удовольствием понесли свои деньги современным онлайн-сервисам. Uber, BlaBlaCar, Airbnb – теперь это не уловки для «нищебродов», а часть сознательного потребления, которое позволяет отдавать свои деньги конкретным людям, а не безликим и безымянным корпорациям. Конечно, можно утверждать, что и пресловутый Airbnb та же корпорация, но нельзя отрицать ее свежие идеи и совершенно неконсервативный вид. И скорее всего общество встало на ту фазу развития, когда люди самомстоятельно договариваются о своих ежедневных связях и сознательно минуют государственные пути и традиционных экономических гигантов вроде престижной сети отелей. Кстати об отелях, в этом году я на собственном опыте протестировала сервис по которому можно самостоятельно снять апортаменты в любой части света. Не сказать, что это намного дешевле, но мне кажется огромная квартира-студия на берегу не сравниться даже с очень хорошим отелем. Кроме того, при выборе такого формат проживания на отдыхе, получаешь приятный бонус в виде передаче денег конкретному Карлосу с Майорки, а не в кассу гигантского отеля. Никто не любит жестких рамок, и дело здесь не только в том чтобы получить ту же услугу за те же деньги, а том, чтобы иметь выбор между обычным такси и Uber. Новый капитализм растет прямо на наших глазах и для нашей страны это особенно важно, потому что именно таким незатейливым образом мы становимся частью огромной социальной среды, в которую входят, немцы, французы и все европейское сообщество. Проблема только в некоторых степеотипах, например что ездят с попутчиками и снимают квартиры через мобильные приложения только студенты или жуткие скряги. В какое-то время разумная экономия была крайне популярна, но использовалась в несколько другом формате. Люди покупали вещи, часть суммы от продажи которых шла менее имущим слоям населения в разные концы света. Все делали вид, что это благородно, но разумная интеллигенция тихо посмеивалась над всем происходящим. Сейчас происходит схожая ситуация Uber-экономикой – кто-то с удовольствием пользуется подобными разработками, а кто-то тихо посмеивается над происходящим. Конечно, речь не идет о глобальной борьбе с корпорациями, но формирование определенной культуры потребления, в том числе и в нашей стране, нельзя не отметить. Таким образом, мы становимся частью огромного современного мира со свободным от стереотипов мышлением. А участвовать в глобальных процессах не только занятная, но и престижная штука, она ведет ко новому и зачастую лучшему миру, даже есть преобразующий процесс сводится к стилю совершения покупок.

Анастасия Бострем

Анастасия Бострем

Выпускающий редактор журнала Luxury club, колумнист