Салют, 90-е!

тенденции моды

90-е – стали последней концептуальной модной эпохой. Это трудно осознать и еще труднее принять, но каждый, кто хоть чуть-чуть прикоснулся к этому времени, понимает, что нынешняя fashion-индустрия непомерно далека от того, что происходило в лихие 90-е, особенно в нашей стране. Конечно, последние коллекции демонстрируют 60-е и 70-е, впрочем, как и всегда, но общую эстетику и стилизацию задают сейчас именно 90-е.

Все самое обсуждаемое происходит в пространстве этой эпохи.  Обсуждаемое – не значит, прекрасное и удивительное, но то, что в большинстве жителей нашей страны 90-е вызывают эмоции и споры – в этом сомнений нет. Прошло уже 20 лет и по всем модным законам вещи родом из этого десятилетия стали винтажными и желанными для многих. Дизайнеры в свою очередь накаляют градус, представляя в новых коллекциях яркие атрибуты десятилетия: широкие шелковые штаны Фиби Файло и брюки-бананы Вики Газинской, порезанные на хвосты подолы Николя Гескьера и цельнокроеные платья с летящими юбками Надеж Ване-Сибульски. Приправьте это клетчатыми рубашками, повязанными на поясе, возвращением гранжа и тотальным увлечением oversize и вы получите целую модную энциклопедию 90-х, которая марширует прямо перед глазами.

Такие увлечения дизайнеров довольно просто объяснить, и дело здесь не только в оригинальности модного течения эпохи, но и в том, что для нынешних акул модной индустрии, которым 40-50 лет – Стелла Маккартни, Марк Джейкобс, Николя Гескьер, Фиби Файло – 90-е время горячей юности, и, конечно, они вспоминают его с особой ностальгией.

Даже с учетом специфичности развития модной индустрии в России, 90-е крайне яркая для нас декада, в рамках которой нам есть, что предложить fashion-сообществу. Малиновые пиджаки, стиль дискотечных звезд и «пацанов на раЁне», спортивные костюмы – вот наше главное модное богатство, которого обычно принято стыдиться. Согласитесь, мода 90-х в России – это трэшовый культурный феномен, нами выращенный, который впитался в подсознания наших дизайнеров и въелся в их разум как мандарины на Новый год и летние каникулы у бабушки в деревне. Первым, кто начал пропагандировать пацанскую эстетику стал Денис Симачев – он играл с советской символикой, писал речевки на футболках и культивировал значение спортивного костюма в гардеробе. Дело было в начале 2000-х, и, видимо, отсутствие добротного временного промежутка и отчасти стандартизированный подход к русской культуре «балалайка, матрешка, хохлома» не сделали Симачева национальным героем, но создали хорошую почву для движения Демны Гвасалии и Гоши Рубчинского. Последний культивировал особое отношение к бритым, бледным птэушникам на фоне ковров, и зародил особый подход к созданию тренд-буков – теперь в любом из них вы найдете отдельную строку «post soviet urban culture». Демна Гвасалия создал свой бренд Vetements как правильную ностальгию по вещевым рынкам в спальных районах Москвы, соединил ее с архивами Martin Margiella и получил работу мечты в Balenciaga.

Неизвестно, сколько продлиться повальное увлечение русскими 90-ыми. Эксперты прогнозируют их недолгое шествие, но, по сути, какая разница? Мода всегда возвращается к прошлому, здесь только стоит вопрос интерпретации и оригинальности прочтения. Понятно, что не все дизайнеры эксплуатируют яркие образы 90-х, даже не у всех проскальзывают о них тени воспоминаний, но, возможно, это и хорошо? Это говорит о том, что наша модная культура – это не только трэшевая ностальгия по ушедшему времени, пусть и такому яркому. В эпоху повальной стилизации сложно оставаться оригинальным, интернациональным и при этом с русскими корнями, но вера в лучшее не должна пропадать никогда.

medium_57ec443b8b837a754a708b939016d72f

мода 90-х